Официальный сайт
    gallery/рисунок9
    gallery/акция 1
    gallery/5(17)
    gallery/вн
    gallery/нов
    gallery/нэб
    gallery/конференция
    gallery/рисунок7

    Знакомство с проблемой “ Как приобщить ребенка к чтению”.

           1. В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

         Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в библиотеку стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:

           Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.

         Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.

         Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.

    Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?

            Причины этого могут быть в семейном воспитании.

            1) Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.

            2) Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.

              3) Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, современным детям не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.

    Как приучить ребенка к чтению? 13 советов родителям.

             Многие родители сталкиваются с проблемой, когда дети наотрез отказываются брать в руки книгу. Научить ребенка читать – еще половина задачи. Важно привить любовь к книге, чтобы чтение было не необходимостью, а приятным и интересным занятием. На основе исследований нейропсихологов и педагогов мы составили перечень советов, которые помогут вашему сыну или дочери  заинтересоваться сказочными мирами и сюжетами. Чтобы и потом с уважением относиться к важным и нужным книгам.

               1. Подавайте пример

              В таком ответственном деле, как воспитание, важен собственный пример. Одно дело – семья, в которой родители проводят вечера с книгой или газетой, а совсем другое – когда папа не может оторваться от компьютера, а мама не пропускает ни одного сериала. Вполне естественно, что маленький ребенок не потянется за букварем или книжкой с картинками, если есть планшет или смартфон с игрушками. Так что же делать? Читайте сами! Маленький ребенок, глядя на ваше заинтересованное лицо, нахмуренный лоб или счастливую улыбку при чтении, поймет, что вам известен какой-то секрет. Наверняка ему захочется приобщиться таинству.

               2. Цените

            С ранних лет вашего ребенка обращайте внимание на то, что книга – это ценность, а не просто бумага и текст, обернутые в цветную обложку. Не выкидывайте и не разбрасывайте книги. Книга – не игрушка, и тем более нельзя допускать, чтобы дети рвали страницы или рисовали на них. В каждом доме должен быть книжный шкаф, а в случае, если какие-то книги вам больше не нужны, их можно сдать в библиотеку или раздать знакомым.

              3. Читайте вслух

         Начните с чтения вслух – только так ребенок может научиться читать, проговаривая звуки и постепенно понимая взаимосвязи букв, слогов и слов. Дети очень любят, когда родители разыгрывают сказки по ролям, а потом и сами втягиваются в процесс чтения. Это сближает и ассоциируется с самым приятным и интересным времяпрепровождением. Но не превращайтесь в раба чтения – передавайте инициативу. Ребенок может читать вам, бабушке, любимой игрушке или кошке – слушателя найти несложно.

             4. Хвалите

          Да, не забывайте хвалить за чтение с выражением, когда ребенок правильно произносит сложные слова и не торопится. Ласковое прикосновение, похвала, поощрение шоколадкой или игрушкой сделают свое дело. Ребенок поймет, что читать, не так сложно, что у него получается, что он может добиться еще лучших результатов.

             5. Прервитесь

           Прием, который помогает повысить интерес к рассказу и понять, насколько важно уметь читать. Все просто: читая книгу, остановитесь на самом интересном месте. Сделайте вид, что вы что-то вспомнили и не можете продолжить, пока не запишете важную мысль. Ребенок не станет долго ждать – ему интересно продолжение! Если он уже умеет читать, хотя делает это неохотно, тогда сам возьмет книгу и дочитает за вас. Или же поймет, что вы не всегда сможете читать ему любимые сказки, а читать самому, в общем-то, все-таки стоит научиться.

             6. Визуализируйте

           Стих, сказку, рассказ можно не только разыграть в лицах, но и отобразить в рисунке, символах и на схеме, составить план. Так ребенку будет понятнее текст, поскольку вы будете опираться на ключевые слова и фразы. И запомнить «нарисованный» стих гораздо проще. Помимо фантазии «здесь и сейчас», этот метод развивает воображение, которое сильно пригодится в будущем – на школьных уроках, на работе, в сложных жизненных ситуациях.

            7. Играйте

          Если для вашего ребенка шкаф – это ковчег, а хлебная баранка – это руль автомобиля, ему будет проще начать читать и полюбить чтение как интересную игру. Некоторые дети с трудом осваивают чтение из-за своих особенностей развития. В первую очередь это связано с недостатком игр в раннем возрасте. Чтение – это тоже игра, поскольку при этом включается воображение. Читать без способности представлять предметы и события бессмысленно. А если у ребенка не получается представить и понять – ему будет скучно.

            8. Развивайте

           Уделяя им хотя бы по 20 минут ежедневно, можно добиться больших успехов в чтении! Игры, завязанные на угадывании букв, интонаций, скороговорках, ассоциациях не будут казаться скучными уроками, к ним захочется возвращаться вновь и вновь.

            9. Вдохновляйте

            Человек, никогда не слышавший пения птиц, не ощутивший дуновения ветра и не погружавшийся в морские воды, не сможет себе этого представить. Некоторые дети растут буквально в тепличных условиях: редко гуляют, мало двигаются, не общаются со сверстниками и не испытывают новых эмоций. То есть не получают жизненного опыта. Таким детям трудно фантазировать. Натыкаясь на описания и явления, которых они не видели в жизни, они пропускают их мимо глаз и души – не понимают смысла, не заинтересовываются. Поэтому крайне важно не только проводить время за книгой, но и показывать ребенку новые картины мира. Обсуждать, обращать внимание на явления, трогать объекты, задавать вопросы: «Смотри, это чайка. Как ты думаешь, почему она летит так низко?».

            10. Не жалейте время

         Чтобы научить ребенка читать, требуется много времени. Если у него не получается, нет желания, он выказывает протест – потребуется еще больше времени. Не полагайтесь на учителей, вы справитесь не хуже! Авторитет для вашего ребенка – вы сами, и перед вами открывается возможность сблизиться, передать ему свои знания и умения, привычки, любовь к тем или иным книгам, авторам и издательствам. Не пренебрегайте этим.

             11. Заинтересовывайте

           Полюбив «игры в слова», ребенок будет воспринимать эти минуты и часы как подарок или награду. Убрал разбросанные вещи? Молодец! А теперь можно и поиграть. Через развивающие игры, плавно переходящие в чтение, дети учатся с интересом относиться и к книгам. Пусть совместное чтение будет вашим любимым занятием. А приступать к нему следует с расстановкой – как к ритуалу. И тогда вы все чаще будете слышать вопрос: а когда мы пойдем читать?

            12. Обсуждайте

         Превратите чтение в дополнительную тему для разговора: обсуждайте прочитанное, приводите примеры и аналогии. Почему герой поступил так, а не иначе? На кого из ваших родных и друзей он похож? В диалоге на тему произведения ребенку будет проще понять мотивы поступков, запомнить сюжет.

             13. Превратите чтение в традицию

             Если ваш ребенок уже не маленький, учится в школе, но с презрением относится к чтению, заведите привычку хотя бы несколько дней в неделю уделять время книге – как самостоятельно, так и вместе с ребенком. Ведь не зря существовала традиция вечерних чтений, когда глава семейства зачитывал эпохальные произведения, а вся семья слушала, затаив дыхание. Для такой цели отлично подойдут воскресные летние вечера на даче!

    Если с ребенком трудно…

    Глава 1.

          Дети очень сильно зависят от взрослых. Если ребенок общается со своими взрослыми много, если они достаточно открыты в проявлении чувств, если ему спокойно с ними, тогда ему ничего не мешает его исследовательской работе по изучению взрослых. Уже к 7-10 годам он знает, к кому и с чем подойти, как с кем разговаривать, у кого какие слабые места. И эти знания позволяют ему устраивать свои дела: получить нужную ему вещь, прийти домой попозже, улизнуть от домашних обязанностей, иногда побыть «маленьким и бедненьким», получить больше самостоятельности. Они же позволяют избегать «взрывоопасных» моментов, а с другой стороны, когда-то почувствовать, что самому родителю сейчас несладко, и отступить со своими проблемами, перестать качать права, пожалеть , помочь.

            Семьи, в которых коммуникативная компетентность высока, живут без скандалов, у них «хорошая атмосфера» в семье.

         Семьи, в которых не научились понимать друг друга, нередко выясняют свои отношения грубыми способами: руганью, криками, а то и дракой. Что негативно сказывается на ребенке. Привлечь к себе внимание истерикой - просто, отказаться делать уроки, поскольку трудно и непонятно, - просто. При этом даже самое ужасное поведение не направлено по своей подлинной цели «против» кого-то, оно всегда «за» ребенка, его цель – удовлетворить какие-то потребности: получить внимание от родителей, защитить себя от душевной боли, не быть неуспешным. Но добиться того же самого более приемлемыми способами он не может или не знает как.

           Возможно, имеет смысл начать с ваших отношений, с укрепления связи между вами. Иногда достаточно начать давать детям больше защиты и заботы, да просто внутренне перестать перетягивать с ними канат, вспомнить, что вы любите своих детей.

    Продолжение следует...

    Если с ребенком трудно…

    Глава 2.

            Если ребенок ведет себя плохо, если это началось после ссоры в семье, переезда, рождения младшего и т. д., обязательно спросите себя: что с семьей в целом? Не пытается ли ребенок своим поведение что-то вам сообщить, на что-то повлиять? Дети очень любят своих родных и, если надо, легко приносят себя в жертву семье. Может он хочет восстановить справедливость в семье? Может быть, создавая проблемы, он хочет вытянуть кого-то из родителей из депрессии?

          Наконец, не стоит ли за трудным поведением ребенка какая-то реальная проблема, о которой вы пока не догадывайтесь, а он не решается вам рассказать о ней. Возможно, его действительно обижает воспитатель в детском саду, или травят ребята в классе, или ему трудно дается учеба?

        Тогда самое время вмешаться, защитить своего ребенка. Но возможно, почувствовав вашу готовность его защищать, он сам почувствует себя увереннее и начнет лучше справляться с собой.

           Нам многое не нравится в поведении ребенка. Не слушает, шумит, кричит, врет, не хочет делать уроки. А хотелось, чтобы все было наоборот: помогал, читал умные книги, чтобы все делал правильно.

            Детей, полностью соответствующих ожиданиям родителей, не бывает на свете. Мы хотим, чтобы наш ребенок был успешен, чтобы мог сказать «нет», постоять за себя, преодолеть трудности. И мы не хотим, чтобы им помыкали, чтобы он панически боялся нарушить любую норму и правило.

         На самом деле, если проанализировать, из всего того, что ребенок делает неправильно (не так, как мы хотели бы) по-настоящему выводят нас из себя лишь два-три вида поведения. Это может быть все что угодно, в том числе и нечто такое, что постороннему наблюдателю показалось бы ерундой. Если вы все время думаете об этом, если вы сильно злитесь или отчаиваетесь, если вы вспоминаете о случаях такого поведения на работе, засыпая и просыпаясь, это оно и есть. Иногда одна мелочь может отравить жизнь больше, чем сто крупных проблем.

         Именно это поведение надо изменить настолько, чтобы она стало для вас приемлемым, Не идеальным и удобным – просто терпимым, чтобы оно перешло в разряд «мелких проблем».

          Кстати, возможно, будет не лишним обсудить проблему вместе с ребенком. Но разговаривать нужно без наезда, без многозначительного тона, спокойно, даже расслабленно: «Вот я иногда мечтаю, чтобы у нас было так… А ты бы как хотел?» Очень может быть, что узнаете много интересного!

    Продолжение следует…

    Если с ребенком трудно…

    Глава 3.

              Для начала нужно описать трудное поведение ребенка. Не «он постоянно врет», а по пунктам: как часто врет, при каких обстоятельствах, как именно, пытается ли сам как-то справиться со своим поведением и т. д. Чем более детальное описание «исходных данных» у вас в руках, тем легче вам будет сделать предположение о внутренней пружине трудного поведения. Задайте себе вопрос, что могло вызвать у ребенка стресс, протест, ревность? Может у него подростковый возраст? Какие ваши действия улучшают поведение ребенка, а от каких становится только хуже?

             Американский педагог Рудольф Дрейкус выделял четыре пружины в поведении детей: потребность привлечь к себе внимание, желание избежать неудачи, выяснение «кто здесь главный» и месть. При этом взрослый чувствует раздражение, бессилие, злость и обиду.

         Если вы говорите с ребенком о какой-то проблеме, используйте «Я – высказывания». Действенность «Я – высказываний» заключается в том, что их невозможно оспорить. Если человек говорит: «Я волнуюсь, мне обидно, мне неприятно, я хочу. Мне нужно», с этим невозможно спорить. А когда он говорит: «Ты грубишь мне, ты не помогаешь, у тебя нет совести». Сразу же возникает протест.

           Употребляя «Я – высказывания», мы демонстрируем собеседнику, что не намерены «залезать  на его территорию», «учить его жить». Мы даем ребенку понять, что наша с ним связь в безопасности, даже если его поведение нам не нравится.

             Однако, «Я – высказывания» не должны переходить в шантаж. Злоупотреблять доверием ребенка некрасиво. Объясняя детям минусы трудного поведения, говорите конкретно и доходчиво, учитывайте возраст ребенка и уровень его развития, имейте в виду,  что дети живут настоящим. Самая распространенная ошибка взрослых – это говорить ребенку, что он делает что-то не так, при этом забывая сказать или показать, а как надо-то?

            Суть ваших действий такова: показать или подсказать ребенку другие, «хорошие» способы добиться того, чего он хочет. Он может измениться к лучшему только при условии вашей поддержки, симпатии, принятия, заботы. Любое недовольство, отвержение, неуважение, критика, контроль подчеркивают неуспешность ребенка и усиливают его тревогу.

              Один из способов подкрепления правильного поведения детей – это похвала. Как основание для похвалы подойдет любая мелочь, даже еле заметное изменение к лучшему. Другой распространенный способ подкрепления – подарки и вкусности. Поддержкой является и само присутствие родителя, его внимание и время

             Научите ребенка видеть и признавать собственные достижения. Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы. Никто не может сделать для него больше, чем вы. Любите своего ребенка, окружайте его вниманием и заботой.

             Если вас заинтересовал данный материал, вы встречаете трудности в воспитании вашего ребенка, прочитайте книгу Людмилы Петрановской «Если с ребенком трудно…»

    Рекомендации родителям к началу учебного года

              Режим

           Даже взрослый, выходя из отпуска, не сразу включается в работу, что уж говорить о ребёнке, который три месяца отдыхал, спал, играл столько, сколько вздумается. Чтобы стартовать в новом учебном году успешно, приучать к режиму нужно уже сейчас.

             Старайтесь поднимать ребёнка к тому времени, когда ему придётся вставать в школу. Если он привык вставать в 10, то нужно будить на полчаса раньше, каждый день приближая время подъёма к «идеальному». Разумеется, и укладывать спать ребёнка нужно вовремя. Для этого за пару часов до отбоя исключите из зоны доступа компьютер, телевизор и гаджеты.

           Будущего первоклассника нужно приучить к тому, что в школе есть уроки определённой длительности. Специалисты советуют заводить таймер на 20 минут, после срабатывания нужно поменять вид деятельности.

             Настрой

            Ваша цель – мотивировать ребёнка. Если он идёт в школу впервые, то должен понимать, что теперь у него новый статус, а значит, он стал взрослее. Хороший ход – зайти на школьный двор ещё летом, если получится, пройтись по коридорам или заглянуть в класс. Такая визуализация поможет снять тревогу и разжечь интерес к школе. К тому же, первоклашка избавится от иллюзий (например, что школа похожа на детсад).

          Вообще у школьника должна сформироваться цель – успешно закончить школу, чтобы реализоваться во взрослой жизни. Как ему помочь в этом, родители должны решить сами.

             Самостоятельность в мелочах

        Дайте больше свободы ребёнку при выборе школьной одежды и канцелярских принадлежностей. Пусть он сам выберет, что ему купить. Вся эта атрибутика очень важна для ребенка, а когда он самостоятельно выберет себе тетради и ручки, то будет ждать, когда же ими можно будет воспользоваться.

             Общение

            Вообще, старайтесь побольше общаться с ребёнком. Когда школа начнётся, понаблюдайте, что его тревожит, что не нравится. Все эти моменты нужно обязательно обговорить, а при необходимости принять меры. Запомните, эти «маленькие» на ваш взгляд неприятности могут напрочь отбить у школьника интерес к учёбе.

           Нужно обсуждать каждый день, проведённый ребенком в школе. Совместная прогулка – отличное время для этого.

             Повторение – мать учения

          Вы очень хорошо сделаете, если найдёте время и повторите с ребёнком пройденный в прошлом году материал. Этим же будут заниматься и педагоги вна первых занятиях в школе, так почему бы не помочь школьнику освежить знания в игровой форме. Вспомните с ним таблицу умножения, узнайте, справился ли он со списком заданной на лето литературы.

             Не перегружайте

           В начале сентября есть соблазн записать ребёнка во множество кружков и секций, чтобы максимально занять его. Но не стоит злоупотреблять этим. Рассчитайте время ребёнка таким образом, чтобы у него после уроков было время отдохнуть, побыть на свежем воздухе и решить домашнее задание.

         Когда увидите, что школьник уже вошёл в рабочий ритм, то можно записать его на дополнительное образование – танцы, пение, музыка, конечно же, спортивные секции. Навыки, которые получает ребёнок на кружках, помогают ему и в учёбе. А график занятий, расписанный по дням недели на стене в детской, очень дисциплинирует.

              Контролируйте, но не подавляйте

            Помогайте ребёнку с домашним заданием. Не надо решать за него задачки, он должен понять, что это всё-таки его работа. Но подсказать, направить – вот, что требуется от родителей. Ребёнок, чувствуя участие мамы и папы, становится увереннее.

             Не скупитесь на похвалу, но не захваливайте. Если ребёнок получил хорошую отметку, то он должен ощущать это как личный успех. Вместе с тем не нужно долго и сильно ругать его за плохую оценку. Важно, чтобы он видел, что это вас расстраивает.

            Постепенно школьнику нужно давать больше самостоятельности. Тогда задачей родителя останется только проверка готовности домашнего задания.

       http://dru-skola.ucoz.ru/index/rekomendacii_roditeljam_k_nachalu_uchebnogo_goda/0-179 - Школьный сайт МОБУ "Дружбинская СОШ"

    Необщительный ребенок: как ему помочь? 25 советов

    Как научить ребенка общаться и дружить? Опыт родителей

             «Без дружбы можно обойтись, как без философии или искусства. Она не нужна для выживания, но это одна из тех вещей, ради которых и стоит выживать»

    С. Льюис

            Если вы спросите, как научить ребенка общаться и дружить, многие родители удивятся и ответят: «Никак. Главное, не мешать». Огромное количество родителей не задумываются о таких вещах. Им столько всего нужно успевать. А дети сами себе легко обеспечат круг общения, научатся делить машинки в песочнице, драться и мириться, знакомиться и забывать друг друга.

             Интересно, что взрослые не всегда придерживаются мнения, что ребенку нужны друзья. Причины озвучиваются разные: «Я сам был необщительным, и мой ребенок такой же. Это такой характер. С этим все равно ничего не поделаешь». Или: «Все придет само, нужно подождать». «Он сам должен решать свои проблемы общения. Дети не любят, когда взрослые вмешиваются. Все это искусственная социализация». «В детском возрасте — это еще не дружба».

            Но есть и родители с противоположной точкой зрения. Иногда к этому подталкивает собственный жизненный опыт, опыт воспитания старших детей. Иногда — явные особенности развития самого ребенка. Бывает и так, что у ребенка действительно мало места и времени для общения, и родители это прекрасно понимают.

             Думаю, сейчас научить ребенка общаться и дружить — такая же задача родителей, как и все остальное. Более того: это уж точно больше никого не волнует. Воспитателям в детском саду нужен послушный ребенок. Педагогам — умный. Врачам — здоровый. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать. В три года сын тащил меня в сторону от детской площадки со словами «Мама, пойдем туда, где нет детей».

          Все написанное — наш личный опыт, который дорого нам стоил. Это решенные и нерешенные проблемы. Это обобщение услышанных и прочитанных советов и мнений. На данный момент улучшить ситуацию удалось. Сейчас сын тащит меня туда, где дети есть. Соседского ребенка я не могу выгнать, сыну звонят одноклассники, на горке обнаруживается знакомый, с которым он ходил в кружок, на даче он самостоятельно находил себе приятеля. И продолжение, я очень надеюсь, еще следует.

            Что же можно предпринять родителям, особенно если раз за разом оказывается, что ребенок не в состоянии ни с кем познакомиться, нормально общаться и играть, подружиться?

             Когда он еще малыш, наблюдайте, насколько ребенок общителен. Часто дети до трех лет вообще почти не бывают в детской компании. Но даже на детской площадке попробуйте отпустить его в самостоятельное плавание и посмотрите, пойдет ли он к детям или предпочтет играть сам? Сможет ли попросить понравившуюся игрушку или дать ее? Для этого даже не нужно уметь говорить. Ребенок сядет на качели с детьми? Он будет бегать вокруг горки за кем-то? Он охотно поздоровается или спрячется за маму? Должно настораживать, если ребенок откровенно пугается других детей (и взрослых), игнорирует их или проявляет излишнюю агрессивность.

              Если общение ребенка катастрофически не складывается, паниковать не стоит, хоть вам и захочется укрыться в пределах собственной квартиры в ожидании, что все решится само собой. Это самый простой путь. Однако в случае с замкнутым ребенком приспосабливаться и стучаться в закрытую дверь придется родителям. Не ожидайте, что все будет быстро меняться. Но настройтесь на положительный результат.

              Ребенка нельзя сравнивать с собой. Жизнь очень изменилась.

           У маленьких детей нет большого понимания собственных проблем или достижений. Информацию о себе они черпают от родителей. Если вы скажете малышу, что Вася — его друг, вполне возможно, со временем Вася станет им, пусть вы немного забегаете вперед.

             Стоит дружить по детям. Возможно, в круг ваших интересов вовсе не входит обсуждение моделей памперсов или детских болезней, но этого не избежать. Не ждите, пока дети пойдут в сады. Начните их общение раньше.

            С возрастом ребенка нужно учить знакомиться. У нас это хорошо получалось с надетыми на руку игрушками. Причем на английском лучше, чем на русском. Нужно уметь представляться. Здороваться. Прощаться. Иногда это может выглядеть немного формально, но это вовсе не лишнее.

             Ребенок подрастает. Не ждите, что он будет знакомиться сам. Если он этого не делает, подойдите, познакомьте малыша с кем-то, спросите, кого как зовут. Многие дети охотно идут на контакт, подходят сами. Это особенно ценные ваши союзники, обращайте на них внимание. Поиграйте втроем. Впятером. Зачем отсиживаться на лавочке, если можно поучаствовать в автогонках, приготовить вместе обед из песка.

              Если ребенок внешне чем-то сильно выделяется среди сверстников, стоит подумать, что можно сделать. Внешний вид, книжная или, напротив, неважная речь, неловкость — все это делает ребенка особенным.

            Вовсе не обязательно сразу общаться с ровесниками. Детям необщительным намного проще бывает найти общий язык с младшими или старшими. Они долго могут быть не готовы для полноценных отношений со своим возрастом.

             Сказки и книжки — все сослужит вам хорошую службу. У нас самыми любимыми были сказки, которые я сочиняла сама. В сказке любимой машинке помогали друзья. Подъемный кран, самый высокий и большой, не хотел дружить, но заскучал один. Терморегулятор в аквариуме хотел поговорить с рыбками. Немного фантазии есть у всех.

             Может быть, кому-то не с кем оставить ребенка? Вы тоже заинтересованы в компании. На семейных сайтах вы можете познакомиться с теми, кто живет рядом, если других возможностей недостаточно.

         Если вы пригласили маленьких детей домой, тоже уделите им всем время. Не предоставляйте детей сразу самим себе. Есть масса игр для компании детей и взрослых. Даже лото, домино, прятки лучше беспорядочной беготни. Родители приглашенного ребенка обычно рады, когда их малышу, который их изрядно выматывает дома, уделяется время.

           Найдите что-то особенное для незнакомого ребенка, пусть это будет раритетный фильмоскоп, разобранный компьютер, что угодно. Ваша коллекция сувениров. Можно заранее поинтересоваться, что интересует маленького гостя. Ваш ребенок может не догадаться предложить интересную игру. А гость захочет прийти снова.

              Можно привлечь внимание гостей к своему ребенку, сказать о его увлечениях... Ведь они не знают, что ваш сын — специалист по электронным игрушкам или хомячкам. Обычно мы рассказываем взрослым об успехах детей, но здесь будет не грех помочь своему ребенку показать себя.

            Дозируйте общение. Дети неконтактные истощаются быстро, устают. Не стоит сразу стремиться к играм часами. Интенсивное общение для вашего ребенка — большая нагрузка, он может вдруг раскапризничаться.

             Если вы поручаете ребенка кому-то, и у вас есть выбор, пусть это будут общительные и дружелюбные люди, которых не просто не раздражает детский крик и возня. Если ваша бабушка охотно болтает с соседкой, внуки скорее будут играть вместе, пусть даже недолго. Если у няни есть ребенок, это плюс.

              Напоминайте ребенку о его товарищах. Маленькие дети обычно знакомятся и забывают одинаково быстро. Но ваш знакомится редко, а забывает с такой же скоростью.

             Хорошо бы вообще помнить имена детей, напоминать ребенку о том, как кого зовут. Где бы вы ни были, нужно сделать безликую детскую тусовку опознаваемой для ребенка. Когда забираете ребенка с занятий, спросите, мальчика, с которым они вышли, как того зовут, поинтересуйтесь его успехами, как ему нравится на занятиях.

           Хорошее подспорье для этого в школе и саду — детские фото. Попросите ребенка рассказать о детях по фото.

            Если в сад ребенок не ходит, нужно искать такие занятия, где обращают внимание именно на взаимодействие, общение, совместные игры. К сожалению, в большинстве развивающих детских центров главное — это обучение. И если ребенок играть с другими не умеет, то и там он не научится.

            Если педагог, который ведет занятия, открыт, общителен, доброжелателен и настойчив — это то, что вам нужно. Похвала, терпение — на первом месте. Критика в этом возрасте может и подождать.

             При поиске школы отдайте предпочтение той, где есть подготовительные занятия. Вам нужны не сами занятия, а знакомство с будущими его одноклассниками и учителями. Если с ребенком из садика, двора кто-то пойдет в один класс, это тоже хорошо.

              В школе если у ребенка сложились хорошие отношения с соседом по парте, попросите их не рассаживать, т.к. детей часто меняют местами из разных соображений.

             «Закрепите» успех, познакомьтесь с родителями, приглашайте детей в гости. В школе детям часто некогда даже поговорить. Ваш ребенок может стесняться приглашать в гости, помогите ему.

            Если вы идете в кино, в театр, в океанариум, в музей, приглашайте других детей, одноклассников. Выступать в роли многодетной матери не всем нравится, но детям это на пользу. Пусть у них будет больше тем для обсуждения.

               Ценными для нас оказались поездки на юг, в маленький поселок, где по старинке дети гуляют сами, где еще выжили игры в войнушку, в космические путешествия, ножички и крышечки, строительство шалашей.

            В конце концов, если ребенку нужен друг, вы — тоже подходящая кандидатура. Общение со сверстниками это не заменит, но и лишним не будет.

                И, наконец, нужно вовремя остановиться в оказании этой помощи...

    Татьяна Симбирцева

                По материалам сайта: https://www.7ya.ru/article/Neobwitelnyj-rebenok-kak-emu-pomoch-25-sovetov/

            

                                           

                                               В стране невыученных уроков

     

     

          Учебный год подходит к концу, и наши дети выходят на финишную прямую, всего месяц и вот они, долгожданные каникулы! Однако не у всех детишек остаются силы для последнего рывка. Но именно последняя четверть дается детям не особенно легко. Нужно прислушаться к советам психологов.

         1.Встречая ребенка из школы, родителям не стоит прямо с порога спрашивать, какие оценки он получил.

         2.Помните, лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов. После школы ребенок должен пообедать и отдохнуть. Ученикам младших классов готовить уроки вечером не рекомендуется.

          3.Начинать выполнение домашнего задания нужно с самого легкого. Это позволяет быстрее включиться в работу, настроиться на позитивный лад, поверить в себя.

          4.Время непрерывной работы у детей разного возраста неодинаково. Первоклассники могут, не отвлекаясь, работать 10-15 минут. Поэтому не стоит сдерживать их (не вертись, не отвлекайся), а лучше посоветовать несколько простых упражнений, снимающих напряжение. Дети постарше смогут не отвлекаться 20 минут. Но это зависит от состояния ребенка. Если он чем-то расстроен, то время эффективной работы резко снижается.

         Подростки тоже не очень усидчивы ввиду их физиологических и функциональных изменений. Пятнадцати-шестнадцатилетние дети могут работать 30-40 минут. Но затем обязательно нужно сделать перерыв.

         5.Не стоит стоять за спиной ребенка во время подготовки уроков. Лучше вместе разобрать задание и уйти, но при этом ребенок должен быть уверен, что вы обязательно ему поможете, если ему будет что-то непонятно.

          Объяснение должно проходить спокойно, без проявления нетерпения и раздражения. Тогда ваш ребенок не будет бояться просить вас о помощи.

         6.Никогда не проявляйте негативное отношение к неудачам: упрекать ребенка за плохие оценки или негативное поведение, смотреть с укором, вздыхать, кричать - недопустимо. Вместе с ребенком нужно проанализировать ситуацию и найти из нее выход.

        7. Не стоит предъявлять высокие требования к ребенку. Надо реально оценивать его возможности и силы.

        8.Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми в негативном контексте. Взаимоуважение – это одно из главных условий в правильных семейных отношениях.

         9.Не противоречьте супругу, если он отчитывает ребенка за двойку, не устраивайте ему разнос при детях. Обсудите его методы воспитания наедине.

        10.Проверьте, не отзываетесь ли и вы в присутствии ребенка негативно о школе и об учительнице.

        Эти простые рекомендации помогут и детям, и взрослым сохранить взаимоуважение и мир в семье. Лучше один раз отправить ребенка в школу с невыученными уроками, чем испортить ему психику на всю жизнь.

         Советы для родителей по воспитанию детей вы найдете в журнале «Растем вместе» № 10, 2012 год.

    НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК С ДЕТЬМИ ДОМА

                Новый год, как известно, бывает только раз в году.  Его с нетерпением ждут взрослые и дети. Как организовать новогодний праздник дома?
            На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы устроить такой праздник дома. Позовите друзей вашего ребенка вместе с родителями (кстати, отличный повод для того, чтобы, наконец, с ними познакомиться!) и общими усилиями организуйте для детей отличный новогодний праздник. Распределите обязанности между ними: кто-то покупает подарки для детей, кто-то вкусности приносит, кто-то украшает квартиру.

              Совместная подготовка к приему гостей сближает семью, учит ребенка гостеприимству! Поэтому участие маленького человечка в предпраздничных хлопотах должно только приветствоваться. Хочет изготовить оригами из салфеток для гостей - отлично! Повесить мишуру на штору - замечательно! Сделать снежинки - чудесно! Заранее объясните ребенку правила этикета: он должен встретить своих гостей, помочь им раздеться, показать квартиру, в общем, вести себя как настоящий хозяин или хозяйка.

            Настроение праздника создается с порога. Самый простой способ придать жилищу праздничный вид - развесить на стенах шарики или же просто положить их на полу. Весело и красиво!

               У вас собирается уже встречавшаяся ранее компания? Гостям будет приятно, если они увидят свои фотографии, вставленные вами в шуточную стенгазету с забавными надписями. Кстати, изготовление этой стенгазеты можно поручить ребенку (надувание шариков - тоже).

    Пусть ваши маленькие гости занимают места за столом, согласно размещенным возле приборов записочкам.  Можно устроить застолье «в восточном стиле», облачившись в халаты, шаровары, чалму и чадру. И обращаться друг к другу не иначе как «о, достопочтенный Петя! Не желаешь ли ты отведать салата?». Вот увидите, дети будут в восторге.
                Блюда можно украсить забавными фигурками: звездочками из моркови, кустиками из зелени, «мухоморами» (из вареного яйца и половинки помидора, украшенного точками майонеза).

    НОВОГОДНИЕ ИГРЫ И КОНКУРСЫ

           «Подарок на веревочке». Купите небольшие сувенирчики: брелки, наборы карандашей, мини-пазлы, ластики, мягкие игрушки, конфеты, маски и т. д. Перед праздником заверните несколько подарков (по числу гостей, а на всякий случай - немного больше) в упаковочную или гофрированную бумагу так, чтобы получились «мешочки». Затем приготовьте длинную веревку и привяжите к ней маленькие кусочки веревки (приблизительно по полметра-метру) так, чтобы они находились на достаточном расстоянии друг от друга. А к ним уже прикрепите сами «мешочки». Закрепите веревку со всем «богатством» поперек комнаты (она должна быть натянута). Затем гостю завяжите глаза, три раза закрутите вокруг собственной оси, дайте ножницы и направьте его к веревке. Естественно, рядом все время должен быть взрослый, чтобы ребенок не ушел в другой конец комнаты и не отрезал вместо подарка кусок шторы или покрывала. Вот, собственно, и все: каждый получает свой «мешочек» с подарком. И претензий никаких, что «у Маши игрушка, а у меня - карандаши». Сам ведь выбрал подарок!

               Похожая игра - «горячо - холодно», когда в квартире заранее прячутся подарки, а затем гости ищут их, следуя указаниям хозяев «горячо - холодно».

                «Приставь снеговику нос». Отличное соревнование на меткость, которое подходит даже для самых маленьких. Заранее приготовьте большое изображение снеговика (пусть в этом поучаствует ваш ребенок). Вместо носа оставьте нарисованный круг или даже вырежьте его. Затем закрепите снеговика (например, приклейте к дверце шкафа) так, чтобы его голова была приблизительно на одном уровне с головами ваших гостей. Играющему завязывают глаза, дают в руку морковку и подталкивают по направлению к снеговику. Когда он пытается приставить нос к животу, метле, голове, а то и вовсе к шкафу, окружающие выражают бурный восторг! Победителя - того, кто с наибольшей точностью разместил морковку, - обязательно наградите.

                 «Яблоко на веревке». Очень веселое соревнование: каждому участнику по очереди завязывают глаза и предлагают укусить яблоко, висящее на веревке, не дотрагиваясь до него рукой.

            «Фанты». Старая добрая игра, когда каждый, вытянувший фант, должен спеть, рассказать стишок.

           «Кинозал». Можно также устроить импровизированный кинопоказ: сделайте маленький кинозал, предложите детям - как в кино - кока-колу, попкорн или чипсы, погасите свет. Поскольку детям, тем более, когда их много, трудно долго усидеть на одном месте, будет здорово, если вдруг в середине показа откроется дверь и появится Дед Мороз (сосед или ваш муж-доброволец) с подарками. После чего можно продолжить показ фильма или мультфильма.

                «Танцы». Разбейте детей на пары и выдайте каждой паре шарик. Смысл состоит в том, чтобы танцевать, удерживая шарик между собой, например лбом, коленями, спиной.

                 «Подвижные игры на свежем воздухе». Если позволяет погода, то стоит спуститься вместе с детьми во двор, чтобы слепить снеговика или построить снежный замок. А сколько будет радости, если детвора обнаружит «случайно» оставленный Дедом Морозом мешок с подарками!

              Игра, в которую с огромным удовольствием играют не только дети, но и взрослые, причем взрослые могут играть в нее часами, - «Ассоциации» (ее еще называют «Крокодил»). Играющие разбиваются на две команды и пишут записочки с названиями фильмов, песен или цитатами (это обговаривается заранее). Затем каждый игрок по очереди читает записку и исключительно мимическими средствами пытается объяснить своей команде, о чем идет речь.

                Если вы проводите несколько конкурсов, на большом листе бумаги нарисуйте таблицу и напишите в левом столбике имена гостей, а сверху - названия игр. По мере проведения конкурсов фиксируйте все результаты в таблице (промежуточные итоги тоже вносите, иначе забудете!). Награждая победителя, не забудьте поощрить и остальных. Пусть это будут менее значительные призы, но детям все равно будет очень приятно! С помощью цветного принтера сделайте дипломы для победителей. Не забудьте и про медали. Их можно изготовить и самим: из фольги, пластилина, дерева, даже вырезать из сырой картошки! А можно и купить готовые, например сладкие, шоколадные. Вашим маленьким гостям они наверняка придутся по вкусу!

    СОВЕТЫ ВЗРОСЛЫМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА:

                 Если гости еще совсем маленькие, запаситесь терпением - вам придется взять на себя обязанности ведущего детского праздника на весь вечер. Без вашей помощи они пока не справятся!
                 Обязательно давайте детям возможность потренироваться перед конкурсом.
    Устраивайте перерывы между играми, например, чай, мультфильмы, чтобы дети не «переиграли», не устали и не начали всерьез соперничать.
            Следите за реакцией детей: вполне возможно, что какая-то игра не вызовет у них интереса или быстро надоест. На этот случай у вас должен быть готов запасной вариант. Но, ни в коем случае не навязывайте детям игру, если она им не нравится. Они вправе сами решать, что им интересно, а что - нет.
             Избегайте долгих объяснений правил игры. Иначе к концу вашего монолога дети успеют утратить к ней интерес.

                Не разбивайте детскую компанию на группы (особенно, если все они одного возраста), когда одни танцуют, вторые играют, а третьи смотрят фильм. Дети не должны разрываться между разными пунктами программы, а вместе участвовать во всех мероприятиях, заранее вами спланированных.
               Награждая детей, не торопитесь - дайте им прочувствовать торжественность момента. Тогда ваш праздник запомнят надолго!

    https://ollforkids.ru/inform/

    РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

               

              Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни, впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они остаются в подсознательной области.

             Семья призвана в домашних условиях обеспечить правильную организацию жизни ребёнка, помочь усваивать положительный опыт жизни и труда старших поколений.

           Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека.

          В семье приобретаются элементарные знания о человеческом организме, его гигиене, осваиваются первоначальные санитарно – гигиенические навыки.

           Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, в определении отношения к людям, их делам. В семье закладываются основы нравственности. Постепенно, в процессе общения с близкими, ребёнок начинает понимать, какой поступок можно считать хорошим, а какой плохим, что такое уважение к людям, ответственность за свои поступки и дела, за общее дело коллектива.

              Совместный с родителями или руководимый ими труд в быту, по самообслуживанию, участие в хозяйственных работах по выращиванию овощей, уходу за животными способствует формированию трудовых навыков и умений, ловкости, сноровки в выполнении отдельных операций.

          Человек формируется в деятельности. В семье много возможностей для совместной деятельности детей и взрослых. Это домашние дела, различный труд, игры, развлечения.

                В семье дети практически познают жизнь. С малых лет у них должны быть обязанности: убрать игрушки, протереть пыль, вымыть обувь и т. д. То есть не отгонять от себя детей, когда занимаетесь хозяйством, а наоборот давать мелкие задания.

               В классе видно, кто из детей приучен к порядку, а кто – нет. Кто за собой привык убирать, а не ждёт помощи от мамы,у того все вещи всегда на месте. Во время дежурства видно, кому из детей заниматься этим нравиться, а кто свои обязанности выполняет кое – как.

              Умственное воспитание ребёнка во многом определяется влиянием, которое оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а так же целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, расширению их кругозора.

          В семье ребёнок получает первую информацию, учится наблюдать и сравнивать явления окружающей жизни, задаёт многочисленные интересующие его вопросы.

          Умственное развитие ребёнка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье.

               С поступлением ребёнка в школу задачи умственного воспитания усложняются.

               Под действием родителей, условий жизни в семье у ребёнка формируется эстетический вкус.

           Путь человека в мир прекрасного начинается очень рано и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Первые восприятия красоты, которые человек получает в семье, часто определяют его эстетические вкусы на многие годы, а иногда на всю жизнь. Умение понимать прекрасное, будь-то стройные и величественные проспекты города или неповторимые пейзажи сельской местности, музыка великого композитора или старинные народные песни, не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но организуют и направляют его поступки и поведение.

               Таким образом, семья способствует формированию гармонически развитой личности человека. В семье ребёнок усваивает нормы морали, навыки совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы, укрепляется физическое здоровье.

             Одна из причин влияния семьи на детей – в устойчивости первых впечатлений ребёнка от окружающей жизни. Их ребёнок получает в семье, на их основе формируется характер.

             Теплота домашнего микроклимата, стимулируют ребёнка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и устремлений.

              Сила влияния родителей – в вере в них ребёнка, в его убеждении, что близкие, любимые им люди всегда правы, а решения и поступки их справедливы. Дети хотят походить на родителей и бессознательно им подражают. Они гордятся своим сходством с матерью и отцом, общностью характеров, склонностей.

                Ничто не действует на детей так разительно, как сила примера их родителей.

            Воспитывает ребёнка весь повседневный уклад семьи. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение. Мелочи действуют регулярно, ежечасно, ежеминутно.

               Одним из распространённых недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей, приобретательство. Загромождение квартиры вещами влекут за собой подавление детской самостоятельности, ограничение подвижности детей.

              Мы постоянно следим за идеальным порядком в доме. Конечно, это правильно. Но в любой квартире должен быть уголок для ребёнка, где он может поиграть в игры, рисовать, клеить, то есть он может делать то, что ему нравится. В тоже время напоминайте ребёнку, что порядок поддерживать в этом уголке должен он сам, т. е. приучайте его к опрятности.

              Источником благополучия ребёнка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Истинная любовь родителей учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости.

              Между тем в практике семейного воспитания нередко можно наблюдать случаи, когда родители очень любят детей, оберегают их от всяких трудностей, заботятся об их здоровье, питании, учёбе, а дети вырастают грубыми, жестокими, эгоистичными, и, в первую очередь, по отношению к родителям. Почему?

    gallery/рис1

    Игры на свежем воздухе.

    Играем всей семьёй.

                Стремительно мелькают рабочие будни, отнимающие большую часть нашего времени. И так мало его остаётся для любимых малышей. Торопливые сборы в детский сад и 10 минут чтения на ночь – вот, зачастую, и всё общение. Мы ждём выходных в надежде, что сможем провести их все вместе. Но приходит суббота, наваливаются домашние хлопоты. И получается, как в старой песенке: “Им недели не хватило, что б хоть день побыть со мной…” Наши дети ждут выходных ничуть не меньше чем мы, взрослые. Так давайте, наконец, выполним свои обещания: поведём малыша в музей, зоопарк, на выставку, в парк аттракционов, или просто отправимся на природу всей семьёй…

    Из семейных  архивов

                Во что играли с вами родители во время прогулок на природу? Этот вопрос, заданный многим моим друзьям, вызвал замешательство. В лучшем случае вспомнили футбол, волейбол, бадминтон. В худшем – ничего. Но те редкие счастливчики, в семьях которых совместные игры на природе были в почёте, вспоминают об этом с большой теплотой. Не секрет, что современные дети мало играют в дворовые игры. А ведь это неотъемлемая часть их развития.

              Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Малыши придут в восторг, увидев вдруг своего вечно серьёзного и занятого папу, играющего в чехарду. Как у замечательного психолога В. Леви: “Вспомните, разве сами вы не мечтали о ТАКИХ РОДИТЕЛЯХ? Сколько было надежд, сколько терпеливого ожидания, что когда-нибудь, наконец, откроется этот праздник!.. А потом, не дождавшись…. Этот горький осадок, это тайное сожаление, что детство не состоялось… ” Для ребёнка игра – “единственный способ освободиться от роли ребёнка, оставаясь ребёнком”. Так же, как и для взрослых, “единственный способ стать снова детьми, оставаясь взрослыми”. Вы не знаете, как и во что играть? Это легко исправить. Немного непосредственности, фантазии и… теории

    Простые забавы

               Для подвижных игр лучше всего подойдёт лесная полянка, но можно отправиться и в парк. Только не думайте о том, как посмотрят на вас окружающие. Что важнее для вас: мнение совершенно незнакомых людей или ваши дети? Отбросьте комплексы и играйте все вместе.

                 Для разминки побегайте “змейкой”. Встаньте друг за другом, крепко взявшись за руки. Ведущий бежит вперёд, увлекая за собой всех играющих. Он делает повороты, зигзаги вокруг деревьев. Малышам это доставит огромное удовольствие. Для юных любителей техники игру можно назвать “паровозиком”. В классическом варианте, который подойдёт деткам постарше, цель ведущего – “укоротить” змейку. Кто не удержался, разжал руки – выходит из игры

                Ещё одна простая и весёлая игра – “ «Чур» у дерева”. Перед началом игры выберите водящего, используя считалку. Малыши с удовольствие расскажут любимую считалку, выученную в детском саду. Но вы можете удивить их и своими стишками:

    Я купил себе дуду,      

    Я на улицу пойду.

    Громче дудочка дуди,

    Мы играем,  ты води.

             Итак, водящего выбрали. Он становится в центре полянки. Остальные – у деревьев. Затем игроки начинают перебегать от дерева к дереву. Задача водящего – занять дерево без игрока. Тот, чьё место у дерева занято, становится водящим.

             Вы наверняка играли в детстве в “рыбака и рыбку”. Для этой игры понадобится скакалка. Все игроки становятся в круг, водящий – в середину круга. На роль водящего подойдёт папа, а каждый игрок может назваться какой-нибудь рыбкой. “Рыбак” начинает вращать скакалку, что бы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. “Рыбки” стараются перепрыгивать через скакалку. Тот, кого “поймали”, становится водящим или выходит из игры.

              А вот забава с обычными воздушными шариками. Сначала их нужно частично заполнить водой, надуть и привязать к ним верёвки. Каждый наматывает верёвку себе на запястье, оставляя примерно полметра от шарика до руки. Теперь игроки размахивают своими шариками, стараясь задеть шарик противника так, что бы он лопнул, но что бы его собственный шарик остался целым. Победителем становится игрок с уцелевшим шариком.

               А не устроить ли нам весёлую эстафету? Показывайте малышу разные способы передвижения, а он пусть повторяет за вами. Можно бежать, как лошадка, высоко поднимая колени, можно вразвалочку, как пингвин. Попробуйте пробежаться задом, боком, на четвереньках, попрыгать, зажав мячик между коленями. Проскочите дистанцию верхом на палке. Походите, как паучок, передвигаясь на руках и ногах лицом вверх. Приподнимите ноги ребёнка, и пусть он попробует пройтись на руках. Соорудите полосу препятствий, где нужно будет пройти по поваленному стволу дерева, пролезть под ветку, перепрыгнуть через ямку или пенёк.

              Устройте соревнования на самого ловкого члена семьи. Кто сможет, не уронив, пронести шишку на голове или картошку в ложке? Кто пройдет, не оступившись, по лежащей на земле ленточке или нарисованной на песке извилистой дорожке? Кто сможет забросить больше шишек в ведёрко или вырытую в земле ямку? Не забудьте про весёлые призы. Хотя уже одно общение с любимыми мамой и папой – лучшая награда для малыша.

    Прятки, салочки

             Ну, кто же из детишек не любит играть в прятки? Это простая и увлекательная игра, называемая в старину “хоронушки”. Правила классических пряток известны всем.

               А может вам придётся по вкусу вариант игры, называемый “сардины”? Прячется один игрок. Все остальные закрывают глаза и считают до 30 (если малыши не умеют считать, можно всем вместе рассказать какой-нибудь стишок). После этого каждый поодиночке идёт искать прячущегося. Все, кто его находит, прячутся вместе с ним. Тот, кто последним находит место, где прячутся все игроки, становится водящим.

              Игра в салочки, или пятнашки, тоже имеет много разновидностей. Вот одна из них, называемая “пятнашки с домом”. На земле нарисуйте палкой два круга. Это дома. Цель водящего догнать и дотронуться до кого-нибудь из игроков (осалить, запятнать). Убегая, можно забежать в круг, где водящий игрока запятнать не может. Игра подвижная и весёлая. Только не забывайте, что малыши легко устают. Чередуйте быстрые игры с более спокойными. И обязательно подстраивайтесь под темп малыша, давая и ему возможность вас догнать.

    Игры с мячом

             Игр с мячом существует великое множество. Даже самый обычный футбол доставит малышам много радости. Особенно, если мама выступит в роли вратаря. Попробуйте поучить детей играть в волейбол, хотя для большинства малышей это слишком сложная задача. Сначала просто побросайте друг дружке мяч. Пусть малыш хорошо научится его ловить.

           Ещё лучше – поиграть в “съедобное-несъедобное”. Бросаете ребёнку мячик и говорите, например: “Конфета!” Если это можно съесть – малыш мяч ловит, если нет – отбивает. Обязательно меняйтесь местами с сыном или дочкой. Теперь ребёнок бросает вам мячик и называет предметы, а вы ловите или отбиваете. Это очень полезное занятие и для тренировки координации движений, и для развития мышления.

              Чем ещё можно заняться? Устроить игру в боулинг прямо на лесной опушке. У вас нет кеглей? Не беда. Их с успехом заменят пластиковые бутылки. Насыпьте в них немного песка или налейте воды для устойчивости и сбивайте небольшим мячиком.

            Многим деткам нравятся игры с завязанными глазами. Положите мяч в нескольких шагах от малыша. Завяжите крохе глаза, и пусть он попробует подойти к мячу и попасть по нему ногой. Это упражнение полезно для развития чувства равновесия.

               А вот ещё одна занятная игра с использованием мяча. К ветке дерева подвесьте на верёвке мяч так, что бы он почти касался земли. Под ним положите несколько мелких предметов. Игрок отводит мяч до уровня головы, затем отпускает его и бежит собирать то, что разложено на земле. Нужно собрать как можно больше предметов и вернуться на место, что бы качающийся мяч вас не задел.

    Забытое старое

              Ещё одна игра для всей семьи под названием “Дедушка-рожок”. Именно так мы будем называть водящего (например, папу). Нарисуйте на земле два дома для играющих и кружком в стороне – дом “дедушки-рожка”. Начинается игра. Водящий спрашивает: “Кто меня боится?” Все громко отвечают: “Никто!” - и перебегают из одного дома в другой. Да ещё и водящего дразнят:

    Дедушка-рожок,
    Съешь с горошком пирожок!

            Папа выбегает из своего дома и ловит маму и малышей. Кроху поймать легко, маму сложнее, поэтому и скорость должна быть разной. Пойманный становится “дедушкой-рожком”…

            И это далеко не всё, во что можно поиграть. Добавьте к этому бадминтон, прыжки на скакалке, игры с летающей пластиковой тарелочкой, и радости малышей не будет границ. Придумайте вместе новую игру или поменяйте правила старой. Пригласите с собой на прогулку друзей, тогда играть будет ещё интересней и веселее. И, может быть, уже не будет для вас проблемой, как же провести следующие выходные?

    Социальная сеть работников образования nsportal. ru